1.10 Культурология: История культуры
Блок Марк (Bloch Marc)
(1886–1944)
(Франция, XX в.)
История: История культуры
1.4 Культурология: Антропология и культура; культурная антропология
Антропология: Антропология и культура; культурная антропология
4.10 Антропология: История человечества
История: История человечества
(история должна стать синтезирующей наукой о человеке)
5.10 Социология: Социальная история
История: Социальная история
(“Анналы экономической и социальной истории”)
2.10 Религиоведение: История религии
История: История религии
(влияние веры на поведение людей)
10.12 История: История психологии
Психология: История психологии
(исследование поведения людей в средние века)
7.10 Философия: Философия истории
История: Философия истории
(историософия, школа анналов)
Французский историк, медиевист, один из основателей школы “ Анналов” (одного из направлений в современной зарубежной историографии). Вместе с другом и единомышленником Люсьеном Февром в 1929 г. основал журнал “Анналы социальной истории” (ныне “Анналы: Экономика - общество - цивилизация”). Создал концепцию истории, ориентированную на культурную антропологию. Ученого интересовали длительные периоды истории, ее глубинные течения. Он отдавал предпочтение не повествовательным документам с их субъективизмом, а иным свидетельствам прошлого: предметам материальной культуры, изменениям, происходившим со временем в языке, обрядам и ритуалам, фольклору, топонимике. “Исследовательское поле” историка расширялось и за счет взаимодействия с другими отраслями знаний: географией, демографией, социологией, психологией.
Общественные явления он рассматривал во всей их полноте, устанавливая связи и зависимость между различными компонентами. В своих исследованиях Блок широко пользовался сравнительно-историческим методом, сопоставляя данные по различным странам и регионам. С помощью этого метода он устанавливал общие, типичные свойства изучаемого и одновременно показывал его своеобразные проявления и разновидности.
Блок специализировался на экономической, особенно на аграрной, истории.
Вместе с тем ученый интересовался проблемой человеческого сознания. При этом в центре его внимания были не высшие достижения мысли, а мировидение самых широких слоев народа. Он стремился разобраться в массовом сознании: в религиозных представлениях и поведенческих нормах, в отношении к природе и к интимному. Блок подчеркивал недопустимость анализа психологии людей средневековья в соответствии с современными схемами рационального мышления. Он объяснял, почему их действия нередко расходились с, казалось бы, элементарной логикой. Причиной тому были вера во всевозможные чудеса и знамения и жестокие условия жизни. Отсюда — неустойчивость человеческой психики и резкие перепады в поведении.
Последователями его творчества являются Жорж Дюби, Жак Ле Гофф и др.
Осн. работы: “Rois et serfs, un chapitre d'histoire capetienne” (1920); “Les Rois thaumatureges” (1924); “Les Caracteres originaux de 1'histoire rurale francaise” (1931); “La societe fiodal (Vol.lr2; 1939-1940); “L'etrange defaite” (1946): “Apologie pour 'histoire ou Metier d'historien” (1949; пер. на рус. яз.: “Апология истории, или Ремесло историка” (2-е изд., 1986) (написана в 1941-42 гг.); и др.
При подготовке текста использовались материалы сайтов и др.