Гумбольдт Вильгельм фон
(Германия, XVIII-XIX вв.)
(1767—1835)
1.6 Культурология: Культура и язык
Лингвистика: Культура и язык
(исследование языка как феномена культуры; учение о языке как непрерывном творческом процессе, как “формирующем органе мысли”)1.7 Культурология: Философия культуры
Философия: Философия культуры
1.4 Культурология: Антропология и культура; культурная антропология
Антропология: Антропология и культура; культурная антропология
(видел в универсальном развитии индивидуальности высшую цель, определяющую границы деятельности государства)4.5 Антропология: Социальная антропология
Социология: Социальная антропология
(видел в универсальном развитии индивидуальности высшую цель, определяющую границы деятельности государства)1.9 Культурология: Национальная культура
Этнография и этнология: Национальная культура
(язык как выражение индивидуального миросозерцания народа)6.9 Лингвистика: Этнографическая лингвистика
Этнография и этнология: Этнографическая лингвистика
(язык как выражение индивидуального миросозерцания народа)
Выдающийся немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат, иностранный почетный член Петербургской АН (1832). Брат А. Гумбольдта. Один из виднейших представителей немецкого гуманизма; друг И.-В. Гёте и Ф. Шиллера. Видел в универсальном развитии индивидуальности высшую цель, определяющую границы деятельности государства. Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе, как “формирующем органе мысли” и о “внутренней форме” языка как выражении индивидуального миросозерцания народа.
В Новое время становится возможным исследование языка как феномена культуры. Впервые это удалось Вильгельму фон Гумбольдту, создателю деятельностно-энергетической концепции языка. Последняя органично вошла в современную философию культуры, философию языка и антропологию. По Гумбольдту, каждый язык имеет свою “внутреннюю форму”, специфическую структуру, (грамматический строй и присущие ему способы словотворчества — например, “способ обозначения, именования”), обусловленную “самобытностью народного духа”. Понимая
язык как орган, образующий мысль, Гумбольдт подчеркивает зависимость языка от мышления и обусловленность его каждым конкретным языком, заключающим в себе свою национальную самобытную классификационную систему, которая определяет мировоззрение носителей данного языка и формирует их картину мира. Говоря о том, что, овладевая другими языками, человек расширяет “диапазон человеческого существования”, Гумбольдт имел в виду именно постижение лри помощи языка — через “языковое мировидение” — картины мира другого народа.Продолжая в целом заложенные Гумбольдтом традиции — интерес к семантической стороне языка, изучение языка в неразрывной связи с культурой конкретного народа, подчеркивание активной роли языка в мышлении и познании, — неогумбольдтианская школа (в основном в лице ее европейских представителей) опирается на философское учение Э. Кассирера.
При подготовке текста использовались материалы сайтов и др.