Морган Льюис Генри (Lewis Henry Morgan)
(США, XIX в.)
(1818-1881)
9.10 Этнография и этнология: История наций
История: История наций
(основоположник научной теории первобытного общества; исследовал эволюцию общества и культуры; утверждал идею прогресса и единства исторического пути человечества)
4.10 Антропология: История человечества
История: История человечества
(основоположник научной теории первобытного общества; исследовал эволюцию общества и культуры; утверждал идею прогресса и единства исторического пути человечества)
4.5 Антропология: Социальная антропология
Социология: Социальная антропология
(основоположник научной теории первобытного общества; исследовал эволюцию общества и культуры; утверждал идею прогресса и единства исторического пути человечества)
1.10 Культурология: История культуры
История: История культуры
(исследовал эволюцию общества и культуры; утверждал идею прогресса и единства исторического пути человечества)
5.10 Социология: Социальная история
История: Социальная история
(исследовал эволюцию общества и культуры; утверждал идею прогресса и единства исторического пути человечества)
1.5 Культурология: Социология культуры
Социология: Социология культуры
(исследовал эволюцию общества и культуры; утверждал идею прогресса и единства исторического пути человечества)
2.5 Религиоведение: Социология религии
Социология: Социология религии
Амер. этнограф и историк, основоположник науч. теории первобыт. общества.
Л. Г. Морган был состоятельным человеком, ученым, адвокатом, 40 лет жизни посвятил изучению ирокезов и других индейских племен. Жизнь с индейцами внушила ему глубокое уважение к их самобытной культуре, которое позже он пытался привить американскому обществу, публично выступая в защиту “краснокожих”. В качестве адвоката М. успешно отстаивал в суде право ирокезов на землю, за что был торжественно посвящен в члены индейского племени сенека.
Классический труд “Древнее общество” (1877) посвящен вопросам возникновения семьи, собственности и родоплеменной организации. Исследовав быт и старинные обычаи индейцев, он пришел к идее рода как основной ячейки первобытного общества. Историю человечества М. разделил на два периода: ранний, когда общественный строй основывался на родах, фратриях и племенах, и поздний, когда общество стало территориальной, экономической и политической общностью. Только благодаря родовой организации - самому устойчивому и универсальному институту древнего общества - возможна преемственность развития культуры. Первобытный род он понимал как сложнейший социокультурный институт, важное культурное изобретение, которое менее развитые народы заимствовали у более развитых. М. полагал, что отстоящие далеко друг от друга народы не могли каждый раз заново открывать его. Родявлялся продуктом высокоразвитого общества. Он был изобретен достаточно интеллектуальными людьми в одном месте, откуда он, как позже методы земледелия, стал распространяться по всему свету. Причиной заимствования родовой организации одними народами у других служит ее очень высокая эффективность. М. был одним из первых исследователей семьи как социального и культурного института, для описания которого изобрел терминологию родства и употреблял кросс-культурный метод исследования. Позже они поступили на вооружение современной антропологии. М. построил типологию развития семьи и брака, в основании которой положил пять последовательно сменяющих друг друга стадий и форм:
1) кровнородственная брачная общность между всеми лицами одного поколения;
2) пуналуальная - брак нескольких братьев с нескольким женщинами-неродственницами;
3) парная - непрочное и лишенное экономической основы соединение двух супругов;
4) промежуточная патриархальная семья с выраженной властью мужа;
5) моногамная - прочное соединение супругов с властью мужа как частного собственника. Согласно М. две первые формы основаны на групповом браке, остальные - на индивидуальном. М. предпринял попытку периодизации древней истории культуры по критерию “изобретения - открытия”. Добывание огня, изобретение лука, гончарное ремесло, земледелие, скотоводство, использование железа - важнейшие исторические вехи эволюции культуры дописьменного и раннего письменного общества. Они обозначали переход от одного типа культуры к другому. С историей культуры у М. тесно связана история хозяйства, характер и закономерности которого определяются типом собственности. В начале человечества преобладало коллективное владение землей. Ему соответствовали групповой брак и матриархат (главенство женщины в роду). По мере развития производительных сил и технического прогресса в обществе утверждалась частная собственность, а это вызвало переход от женского к мужскому счету родства и наследованию по мужской линии. Так возник патриархат, который существует по ею пору и знаменует господство железного века. Женщина оказалась прикованной к семье, ее права были сильно урезаны, она попала в подчинение к мужчине.
В своих исследованиях утверждал идею прогресса и единства ист. пути человечества. Л. Г. Морган доказал, что родовая организация является универсальной для первобыт. общества; обосновал положение о развитии собственности от коллективных форм к частным, доказывая, что частная собственность является результатом ист. развития и носит преходящий характер. Интересны его мысли об эволюции семьи и брака от групповых форм к частным. Идеи М. оказали значительное влияние на развитие этнографии, истории, культурологии и др. науч. направлений.
--------------------------------------------------------------------------------
Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.
Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
При подготовке текста использовались материалы сайтов и др.